Откуда появился игровой жанр фэнтези и гримдарк - в чем их уникальные особенности?
Два проекта - «Властелин колец» и «Хоббит» открыли моду на высокое фэнтези: жанр, в котором зло всегда максимально жестоко и очевидно, а благородные герои ценой своей жизни или невероятных усилий спасают мир. Спустя несколько десятилетий после их выхода мир жанров качнулся еще сильнее и актуальным стало темное фэнтези: мрачные и жестокие проекты, в которых совершенно нет места добру. Сегодня актуальными являются истории, находящиеся где-то посредине: герои в них довольно неоднозначны, зло скрывается в душах главных персонажей, но при этом надежда на добро всегда теплится внутри. Такой жанр получил название гримдарк - в переводе с английского мрачная тьма или реалистичное фэнтези, примерами таких проектов являются «Игра престолов» и «Ведьмак». Мы вместе с разработчиками из студии SkillRush Games хотим разобрать основные отличия темного фэнтези от мрачного и реалистичного, конечно, с опорой на актуальные и популярные примеры.
Сам жанр фэнтези возник задолго до работ Толкина - его корни мы можем заметить в рыцарских романах, в германских мифах и легендах, которым уже довольно много лет. Основное его развитие началось на рубеже 19–20 века, когда в бульварных журналах повсеместно стали появляться повести о рыцарях и путешествиях в воображаемые миры. Пик популярности таких журналов - 30-е годы прошлого века, но по-настоящему свою популярность жанр обрел при помощи профессора из Оксфорда - Джона Роналда Руэл Толкина, преподавателя английской словесности. Совершенно неудивительно, что на фоне популярности «Властелина колец» рынок захлестнула волна романов, созданных по его образу и подобию. Конечно, никто не смог конкурировать с «Властелином колец», но все произведения заложили основы такого направления, как фэнтези.
Основные отличительные черты фэнтези:
- Деление на добро и зло;
- Главным героем всегда является «богом избранный» человек;
- От решений главного героя зависит судьба всего человечества, мира, которому грозит смерть от абсолютного зла или другой напасти;
- В мире распространена магия, драконы, фэнтезийные расы и другие элементы из произведений Толкина.
Но такой жанр был популярен непродолжительное количество времени, эпоха внесла свои коррективы.
Когда все изменилось?
Хорошее поведение главных героев, их стремление спасти весь мир очень быстро приелись читателям, как и самим авторам, которые хотели попробовать что-то новое, уникальное. От светлого фэнтези маятник достаточно быстро качнулся в другую сторону. Название Dark Fantasy впервые появилось в 1973 году под ним понимался небольшой фэнзин, который выпускали американские поклонники жанра. Это понятие очень сильно понравилось многим поклонникам, поэтому его стали использовать для определения тёмного фэнтези в совершенно разных направлениях литературы. Например, писатель Чарльз Л. Грант относил к этому поджанру мрачные истории, в которых были элементы хоррора, готики и людям грозили нечеловеческие силы. Чарльз понимал под тёмным фэнтези альтернативу хоррору – ужастику в фэнтезийном стиле.
Писатель Карл Эдвард Вагнер рассматривал тёмное фэнтези в таком ключе: фэнтези в максимально мрачном сеттинги. Именно эта версия стала самой популярной, по ней мы можем выделить несколько основных характеристик направления:
- Главные сюжетные действия разворачиваются в мире, в котором зло или недавно победило, или добро изначально отсутствовало.
- Повсюду ужасная атмосфера разрухи, бедности, безнадёжности, часто можно встретить апокалиптический или постапокалиптический сеттинг.
- Не может соотноситься с чистым хоррором, но при этом в таких проектах просто огромное количество ужасов как в метафорическом виде, так и в виде жутких монстров.
Почему в моде стали антигерои?
Темное фэнтези — это довольно неплохой жанр, но в атмосфере тотальной безнадежности сложно находиться долгое время, постоянно сопереживать злодеям эмоционально трудно. Они все равно должны обладать человеческими чертами, такими как харизма, иметь небольшие недостатки, слабости: например, любить вкусно покушать или любить котят. Поэтому достаточно быстро злодеев или постоянно находящихся в страдании неудачников отнесли к антигероям, которым в принципе не нужно спасать мир или действовать сугубо по справедливости, но при этом они постоянно стремятся защитить добро с опорой на собственные интересы. На их смену пришли реалистичные сеттинги, намного мрачней и жестче, но при этом они не лишали надежды на счастливый исход событий или хотя бы на более-менее не печальный. Со временем фэнтези, события которого разворачивались в реальном сеттинге, стали называть гримдарком. К первым произведением такого жанра можно отнести романы Майкла Муркока об Элрике, но свою популярность стиль стал набирать только с выходом «Игры престолов» Джорджа Мартина.
Пик успеха пришелся на 2000-е годы, когда стали появляться книги писателей, на которых сильнее повлиял Джордж Мартин, чем Толкин. К представителям данного стиля можно отнести: Джо Аберкромби, Р. Скотт Бэккер, Стивен Эриксона, Марк Лоуренса и других современных авторов, поэтов.
Для полного понимания стиля гримдарк выделим его основные черты и рассмотрим поподробней.
Основные особенности жанра гримдарк
Совершенно нет места идеализму, сеттинг больше тяготит к реальности. Мир достаточно жесток и несправедлив, но при этом нет деления на доброе и злое или на хорошее и плохое. Самые добрые герои могут сделать подлость или совершить аморальный поступок, а злодеи, наоборот, способны на подвиги и творят даже благие поступки. Не все хорошее очевидно обречено на успех, не все правильные поступки становятся причиной наступления хороших последствий, не все жертвы окупятся. Счастливый конец никогда никому не гарантирован. Жанр гримдарк характеризуется упадком институтов – церкви, государства, рыцарских орденов - они уже не те какие были раньше: в них царит бесчестие, коррупция и разврат. Везде виден цинизм, никто не хочет спасать мир, многие даже с радостью помогут его уничтожить. Во главе стоят совершенно другие ценности и цели, такие как месть и выживание.
Наивные и слишком добрые герои в таком стиле долго не живут, они либо заканчивают свою жизнь на плахе или перерождаются в злодеев и творят такие вещи, которые не делают даже самые злостные персонажи. В таком мире люди борются с людьми, в нем можно встретить драконов, зомби, мамонтов, но больше всего страха вселяет обычный человек. В высоком фэнтези люди могут сделать выбор между добром и злом, конечно, выбор здесь очевиден. Герои жанра гримдарк не могут выбирать, максимум, что они могут сделать — это выбрать между меньшим и большим злом. Еще одна особенность этого жанра — постоянное насилие, жестокость и смерть. Большинством романов в стиле фэнтези разворачиваются в средние века, ведь именно тогда люди жили достаточно плохо, постоянно друг друга грабили, убивали и все это вместе с высоким уровнем смертности. В гримдарке все то же самое: такая же война, также солдат грабят, убивают, насилуют. В политической сфере неудобные правители живут очень мало, наследники их не доживают до коронации, во дворцах случаются перевороты, а по коридорам вообще опасно ходить.
В таких проектах все персонажи смертны: умереть может любой герой причём в самый неожиданный для этого момент. Очень много чёрного юмора, особенно актуальны шутки про висельников. Примером может служить серия произведений «Земной круг» Джо Аберкромби - она является эталоном гримдарка: здесь есть и харизматичный антигерой и закрученный сюжет, черный юмор, смерть, любовь и сражения. Но надежда все равно остается и именно это отличает гримдарк от темного фэнтези. В темном фэнтези нет совершенно никакой надежды, ее просто не может быть, а в жанре гримдарк надежда на счастливый или хотя бы средний по счастью конец остается до самого финала. Никто не говорит о хэппи-энде - он совершенно никому не гарантирован.
Как раскрывается темное фэнтези в игровых проектах?
Прежде всего темное и реалистичное фэнтези распространено в литературе, но это направление не могло обойти игровой мир. На самом деле сам термин гримдарк пришел из игры, его позаимствовали из книги правил
Warhammer 40,000. Вот эта фраза: «In the grim darkness of far future there is only war», что в переводе означает «Во мрачной тьме далёкого будущего есть только война». Проект Warhammer 40,000 является очень хорошей иллюстрацией этого жанра, с тем отличием, что вместо мира фэнтези с его драконами сюжет разворачивается в далёком будущем, где существуют примархи, тираниды и другие всякие божества. Везде царит тлен, люди деградируют от состояния безвыходности, стороны конфликтов не хотят взаимодействовать друг с другом. Все готовы пойти на убийство мотивируя себя такими фразами, как «Лучше умереть за императора, чем жить ради себя». Зрелище на самом деле не из приятных.
Еще один пример жанра гримдарк — это одна из самых популярных игр «Ведьмак» - довольно мрачная, но при этом реалистичная история о мире, в котором проживают чудовища, но при это самым страшным жителем все равно остается человек. Пока ведьмак Геральт ходит по болотам Велена, постоянно воюет с накерами и утопцами, которые убивают в год всего лишь 20–30 человек, весь регион страдает от третьей Северной войны с Нильфгаардом, а ведь она унесла уже несколько десятков тысяч жизней. Согласно идеям основного разработчика, проект «Ведьмак» постоянно касается темы меньшего зла, ставит перед игроком довольно сложный моральный выбор - в котором нет правильного варианта. Ведьмаку нужно принять следующие решения:
- Убить жестокого злодея, который погубил десятки жизней или спасти несколько эльфиек, но при этом злодей уйдет и может убить еще несколько сотен человек?
- Кого лучше поддержать: бойцов, которые постоянно пытаются отстоять независимость своей страны, отомстить за смерть любимого короля или эльфийских партизан, у которых есть все основания чтобы их ненавидеть?
- Кому помочь: неприятным человеку, которому ведьмак в прошлом сломал ногу или старому товарищу, который всегда ему помогал. Вроде кажется, выбор простой, но только этот неприятный человек говорит очень умные вещи и старается объединить север перед лицом южного врага, а старый товарищ стремится заключить сепаратный мир с королевством Нильфгаардом и отдать противнику весь север в обмен на независимость его родной страны. Что с этим делать?
По-настоящему тёмного фэнтези в игровых проектах очень мало, самым ярким примером может выступить серия Dark Souls. Разработчики сумели соединить гнетущую атмосферу и страдания, безумно мрачную историю с жестокими сражениями, сложными монстрами, которые стремятся убить главного героя. Продолжительное время разработчики фэнтези опирались на традиции профессора Толкина и рассказывали эпические истории о борьбе добра и зла. Но потом они решили окунуться в реальность: акценты на тёмное, мрачное, реалистичное фэнтези объясняются попытками отразить вымышленную действительность в жестокой реальности современного мира. Но одно понятно на 100% - реалистичный история с непредсказуемым сюжетом, со спорными героями получается довольно увлекательной как в книгах, так и в игровых проектах, а это значит, что жанр будет жить ещё не одно десятилетие.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Подпишитесь: |
Поделитесь в социальных сетях:
|
Летнее расписание
02/08 - 03/08 - Blink, Норвегия
22/08 - 25/08 - Летний ЧМ, Эстония
01/09 - Фестиваль Мартена Фуркада, Анси
15/09 - City Biahtlon, Дрезден.
- 17.11 Эндре Стрёмсхэйм выиграл масс старт в Шушене, Йоханнес лишь 17-й
- 17.11 Норвежское сражение в женском масс старте в Шушене завершилось фотофинишем
- 17.11 Доминация шведов в Идре в воскресенье, а как же иначе
- 16.11 В субботу в Шушене доминируют норвежки, и внезапно Анастасия Кузьмина
- 16.11 Тройка норвежцев на подиуме на предсезонке в Шушене
- 16.11 Анна Магнуссон выиграла короткую индивидуалку в Идре, еще две шведки на подиуме
Результаты гонок
Масс старт мужчины 17.03.2024 - результаты КэнморРезультаты мужского масс старта в Кэнморе, Канада,... |
Масс старт женщины 17.03.2024 - результаты КэнморРезультаты женского масс старта в Кэнморе, Канада,... |
Преследование мужчины 16.03.2024 - результаты КэнморРезультаты мужской гонки преследования на Кубке Мира... |
Преследование женщины 16.03.2024 - результаты КэнморРезультаты женской гонки преследования на Кубке Мира... |
Спринт мужчины 15.03.2024 - результаты КэнморРезультаты мужского спринта на Кубке Мира по... |
Спринт женщины 14.03.2024 - результаты КэнморРезультаты женского спринта на Кубке Мира по... |
100% - + 6Show options |
# | Имя | Очки | |
1 | Йоханнес Тингнес Бё | 1262 | |
2 | Тарьей Бё | 1080 | |
3 | Йоханнес Дале-Шевдаль | 949 | |
4 | Стурла Легрейд | 862 | |
5 | Ветле-Сьястад Кристиансен | 817 | |
6 | Эмильен Жаклен | 712 | |
7 | Эндре Стрёмсхейм | 700 | |
8 | Томмазо Джакомел | 688 | |
9 | Себастьян Самуэльссон | 671 | |
10 | Мартин Понсилуома | 638 | |
11 | Эрик Перро | 622 | |
12 | Йоханнес Кюн | 617 | |
13 | Бенедикт Долль | 611 | |
14 | Юстус Штрелов | 610 | |
15 | Филипп Наврат | 589 | |
16 | Кантен Фийон Майе | 506 | |
17 | Андрей Расторгуев | 433 | |
18 | Фабьен Клод | 423 | |
19 | Себастьян Сталдер | 417 | |
20 | Филипп Хорн | 359 | |
21 | Дидье Бьона | 348 | |
22 | Флоран Клод | 341 | |
23 | Йеспер Нелин | 336 | |
24 | Яков Фак | 313 | |
25 | Лукас Хофер | 309 | |
26 | Вебйорн Соэрум | 295 | |
27 | Роман Реес | 283 | |
28 | Михал Крчмарж | 252 | |
29 | Йохан-Олав Ботн | 231 | |
30 | Симон Эдер | 220 |
Легендарные гонки
Пожалуй, самый эпичный финиш за всю историюРупольдинг 2015, мужской масс-старт. Последняя гонка в... |
Олимпиада: Свендсен против ФуркадаСочи 2014, масс-старт. Еще свежи воспоминания от... |
На последней стрельбе все с ног на головуПоклюка 2015, мужской масс-старт. Очень редко случается,... |
Ольга Зайцева выигрывает "в одну калитку"Пхенчхан, женская эстафета 2009/ Все таки нравятся... |
Ураган на стрельбище, лотерея в ОберхофеОберхоф 2011, мужская эстафета Норвегия и Россия... |
Нойнер чудит на последней стрельбеТот самый легендарный масс-старт 2009 в Антхольце,... |
100% - + 6Show options |
Wcbiathlon.ru Кубок мира по биатлону 2023-2024. СМИ существует с 2011 года. |